досл. «запечатывание» и «очищение» — жертвоприношения Небу ([Тянь 1|тянь] [1]) и Земле. Впервые них сообщается в трактате «Фэн шань шу» («Книга о жертвоприношениях фэн и шань», «Трактат о жертвоприношениях Небу и Земле») из
«Ши цзи» («Исторические записки», цз. 28)
Сыма Цяня (145?–86?). Там они отнесены к числу древнейших и важнейших гос. обрядов, традиция исполнения к-рых была установлена еще легендарными правителями
Шунем и
Юем. Хотя в соч. эпохи Чжоу (XI–III вв. до н.э.), к.-л. сведения о фэн и шань отсутствуют, в культуре имперского Китая утвердилось представление об их архаическом происхождении.
Реальная история этого ритуала прослеживается с империи Цинь (221–207 до н.э.). Согласно «Фэн шань шу», он был исполнен в 219 до н.э. императором
Цинь Ши-хуаном в горном массиве
Тайшань (пров. Шань-дун). Жертвоприношение фэн (Небу) было осуществлено им на вершине Тайшань, шань — у подножья горы Лянфу (южный отрог этого массива).
Превратившись в дальнейшем в один из самых специфич. феноменов гос. религии Китая. Фэн шань почитались ритуалами исключ. сакральной значимости и требующими особой тщательности их исполнения, а потому проводились эпизодически. Известно неск. случаев, когда совершение уже подготовленного ритуала было отменено из-за опасений неправильного его проведения. После Цинь Ши-хуана фэн шань был исполнен пять раз. Дважды (110 до н.э, 65 н.э) при Хань (206 до н.э. — 220 н.э.) — императором
У-ди (140–86 до н. э.) в ходе проведения им масштабной религиозно-ритуальной реформы (см.
Тай чу), и императором Гуан У-ди (25–57), восстановившим ханьский правящий дом (дин. Поздняя Хань, 25–220) после узурпации трона Ван Маном (дин. Синь, 8–25). Дважды при империи Тан (618–906) — императорами Гао-цзуном (649–683) и Сюань-цзуном (712–756). И в последний раз при Сев. Сун (960–1127) императором Жэнь-цзуном (1022–1063).
Уже на протяжении эпохи Хань религ. смысл и обрядовая сторона фэн шань существенно изменились. При его исполнении Цинь Ши-хуаном и У-ди прослеживалась отчетливая связь с идеей обретения бессмертия в том ее варианте, к-рый сложился в рамках религиозно-космолог. представлений вост. регионов (пров. Шаньдун) древнего Китая. Смысловое ядро этих представлений составляли вера в бессмертных (
сянь [1]) как существ божеств. ряда и их обитель, помещаемую на волшебных островах (
Пэнлай) в Восточном море. Служителями и проповедниками культа сяней были фанши («маги»), в большом количестве пребывавшие при дворах обоих императоров. В данной религ. традиции массиву Тайшань придавалось особое значение: считалось, что с его вершины можно было увидеть Острова Бессмертных, и что через правильно совершенный там ритуал его исполнитель мог обрести вечную жизнь (чан шэн). Поэтому, судя по сведениям из «Фэн шань шу», жертвоприношения фэн и шань 219 и 110 до н.э были исполнены в ситуации строжайшей секретности: лично государями и при участии только ближайших к ним доверенных лиц.
Гл. источником, содержащем сведения о жертвоприношении, исполненном Гуан У-ди, является трактат «Фэн шэнь и цзи» («Записи о сущности фэн и шань») Ма Ди-бо, о жизни к-рого не сохранилось никаких сведений. Судя по этому соч., фэн шань приобрел иное значение и литургич. воплощение. Теперь он связывался с культами Пяти священных пиков (
у юэ) и с натурфилос. представлениями (
у син, «пять стихий/элементов). В них массив Тайшань мыслился олицетворением Востока как самостоятельной зоны мирового пространства и весны как времени обновления всего сущего. Суть непосредственно фэн шань заключалась в актуализации связей между Небом и Землей, с одной стороны, и императором и народом, с др. Ритуал вновь был осуществлен в два этапа: жертвоприношение фэн на вершине Тайшань и шань — у подножья Лянфу. Но он превратился в грандиозную церемонию с участием сановников и конф. ученых, и на ее подготовку был затрачен целый месяц.
При Тан литургич. сторона фэн шань настолько усложнилась, что при Гао-цзуне подготовка к нему длилась почти год. Кульминационным моментом ритуала стал акт оповещения Неба и Земли о деяниях монарха. Текст имп. доклада гравировался на спец. нефритовых (обязательно белого цвета) табличках (40х5х7 см). Таблички укладывались в нефритовый ларец, к-рый зарывался в землю и засыпался сверху пятью слоями земли, соответствовавшими нормативной колористической гамме (у сэ, «пять цветов»), также имевшей космологич. семантику и связанной с у син.
Исключительность фэн шань подчеркивается еще и тем, что на протяжении всех указанных историч. эпох проводились регулярные жертвоприношения Небу и Земле, исполняемые в столичных святилищах. Возможно, именно особая сакральная значимость этой церемонии и опасения неверного исполнения привели к исчезновению самого обряда, несмотря на то, что он продолжал считаться одним из гл. из круга действующих гос. ритуалов.
Источники:
Ма Ди-бо. Фэн шэнь и цзи (Записи о сущности фэн и шань) // Цюань шан гу Сань дай Цинь Хань Сань-го Лю-чао вэнь (Полное собрание прозы-вэнь, начиная с глубокой древности и периодов Трех династий, Цинь, Хань, Троецарствия и Шести династий). Т. 1 / Сост. Янь Кэ-цзюнь. Пекин, 1987, с. 632–634; Сыма Цянь. Ши цзи (Исторические записки) // Эр ши у ши (25 династийных историй). Т. 1. Шанхай, 1988, с. 172–177; Сыма Цянь. Исторические записки («Ши цзи»). Т. IV / Пер. Р.В. Вяткина. М., 1986; Bokenkamp St. Records of the Feng and Shan Sacrifices // Religions of China in Practice. Princeton, 1996.
Литература:
Bilsky L.S. The State Religion of Ancient China. Taipei, 1975, р. 237–239; Wechsler Р. Offerings of Jade and Silk: Ritual and Symbol in the Legitimation of the T’ang Dynasty. New Heaven, 1985, р. 170–211.
Авторы: Баргачева В.Н., Кравцова М.Е.
Литература:
Кроль Ю.Л. Сыма Цянь – историк. М., 1970, указ.; Такэути Хироюки. Сиба Сэн-но фудзэрон (Суждения о жертвах фэн и шань у Сыма Цяня) // Тэцугаку нэмпо. 1975, № 34; Chavannes E. Le T`ai Chan: Essai de Monographie d`un Culte. Peking, 1941, index.
Сост. библ.: Кобзев А.И.
Ст. опубл.: Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / Гл. ред. М.Л.Титаренко; Ин-т Дальнего Востока. - М.: Вост. лит., 2006 – . Т. 2. Мифология. Религия / ред. М.Л.Титаренко, Б.Л.Рифтин, А.И.Кобзев, А.Е.Лукьянов, Д.Г.Главева, С.М.Аникеева. - 2007. - 869 с. С. 653-654.